ГАЙК НАГАПЕТЯН
ГАЙК НАГАПЕТЯН
За месяц до недавнего резкого обострения ситуациивокруг Нагорного Карабаха, а именно 3 марта в Ереване прошел семинар «Отношения Армения – НАТО: перспективы и вызовы в преддверии Варшавского саммита НАТО». Семинар был организован Армянским институтом международных отношений и безопасности, Армянским центром политических и международных исследований при содействии посольства Польши в Армении и Офиса связи НАТО (местопребывание – Тбилиси).
Не будем концентрироваться на общем тренде семинара и остановимся лишь на одном тезисе, предложенном ведущим аналитиком Центра региональных исследований Давидом Шахназаряном. Выразив удовлетворение развитием отношений с западным альянсом, он выразил надежду на то, что у Армении будет больше амбиций в направлении этого взаимодействия, т.к. «НАТО это, прежде всего, система ценностей». И далее во время своего выступления сказал, что «нам надо еще больше углубить отношения с Украиной и в этих отношениях поднять на новый уровень взаимное доверие».
Вспышка крупномасштабных боевых действий на линии соприкосновения в зоне нагорно-карабахского конфликта со 2 по 5 апреля не была неожиданной. Последние три года потери сторон росли, и призывы международных посредников (Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху, сопредседателями которой являются Россия, США и Франция) к сдержанности приняты во внимание не были. Апрельское нарушение бессрочного договора «О прекращении огня» оказалось самым чувствительным с 1994 года. В боях были задействованы танки и другая бронетехника, вертолеты, беспилотники, реактивные системы залпового огня (РСЗО), ствольная артиллерия больших калибров и минометы. С азербайджанской стороны имела место попытка задействовать тяжелую огнеметную систему «Солнцепек» (ТОС-1А).
Режим прекращения огня в зоне конфликта в целом был восстановлен 5 апреля с 11.00 часов по Москве при активном посредничестве Министерства обороны РФ и Генерального штаба ВС РФ. Заметим, что действия российских лидеров, прежде всего президента В. Путина и премьер-министра Д. Медведева, отличались полным пониманием сложности ситуации, сбалансированностью, умением вести посредническую миссию и способствовать локализации конфликта.
Прогноз, неоднократно высказываемый нами ранее, к сожалению, оправдывается в полной мере. Терроризм, воспринимаемый в России как абсолютное зло, во многом остаётся не только прямым порождением политики США, но и эффективным инструментом реализации их внешнеполитических задач. Несмотря на успехи сирийских правительственных сил, внешние спонсоры в полной мере пользуются предоставленной передышкой для качественного усиления подконтрольных им террористических банд(здесь и далее не идёт речи об оппозиционных группировках, делом доказавших своё стремление вернуться к мирной жизни и присоединившихся к режиму прекращения огня).
События начала апреля подтвердили чётко обозначившуюся в предыдущем месяце тенденцию на резкое усиление запрещённой в России группировки «Джебхат ан-Нусра». После освобождения сирийской армией Пальмиры и Эль-Карьятейна террористы связанных с ней формирований резко активизировались на севере страны, прежде всего в районе Алеппо. Примечательна информация Минобороны России о том, что южнее и западнее северной столицы Сирии террористы полностью подчинили себе группировки, ранее объявившие себя «умеренной оппозицией» и присоединившиеся к перемирию.
Турецкий суд заблокировал сайт российского агентства Sputnik, что вызвало всплеск негодования не только в России, но и среди ведущих западных правозащитных организаций, а также вынудило всегда лояльный к Турции Госдеп высказать осуждение. Ситуация со свободой СМИ в Турции ухудшается с каждым днем, более того, она принимает международный масштаб, подчеркивают как на Западе, так и в самой Анкаре.
Турецкий суд утвердил решение о блокировке сайта российского агентства Sputnik на территории страны. Требование о закрытии сайта «уместно и направлено на защиту жизни, имущества и безопасности граждан, а также защиту национальной безопасности, общественного порядка и предупреждения преступности», постановило ведомство.