Вопрос о внедрении в нашей стране ювенальной юстиции стал предметом многочисленных обсуждений среди представителей разных слоев общественности Армении. В частности, ведутся разговоры о том, что эта система связана с большими рисками для принятия решений, касающихся несовершеннолетних детей. В основном армянские СМИ представляли мнение экспертов некоторых общественных организаций, которые приводили свои обоснованные доводы на эту тему. А какое мнение имеют по этому поводу представители официальных структур Армении? О состоянии защиты прав детей, а также внедрении ювенальной юстиции в нашей стране, портал «Евразийская информационная лига» побеседовал с начальником отдела по защите прав детей Аппарата офиса омбудсмена РА Эдуардом Исраеляном.
- Господин Исраелян, как Вы оцениваете уровень защиты прав детей в Армении. Можно ли считать его удовлетворительным?
- Во всех странах мира, независимо от уровня их развития, в вопросе защиты прав детей существуют проблемы, так что в этом плане нет идеальных стран. Есть Конвенция ООН о правах ребенка и соответствующий комитет, который в определенном промежутке времени получает и рассматривает доклады разных стран, а затем проводит свои наблюдения. Именно заключительные наблюдения со стороны этого комитета дают окончательные выводы о состоянии защиты прав детей в данной стране. В Армении в последний раз такие наблюдения были проведены в 2013 году. Можно сказать, что они новые, поскольку перед этим они были проведены в 2000 году.
- Что Вы можете сказать о проблемах, с которыми сталкивается система защиты прав детей в Армении?
- Как и во всех других областях, в нашей сфере также существуют уязвимые места. Это обнаруживается в ходе тех же вышеупомянутых наблюдений. Например, по результатам проведенного в 2013 году наблюдения был поставлен вопрос о необходимости создания в аппарате офиса по защите прав человека специализированного отдела, занимающегося проблемами прав детей. Тогда отсутствие такого отдела считалось серьезным недостатком. А сегодня мы уже имеем этот отдел, и это говорит об очередном положительном сдвиге в нашей системе. Тем не менее, в нашей работе пока что есть недостатки, которые вызывают некоторую
обеспокоенность. К их числу можно отнести, например, проблемы, связанные со сбором данных. В 2005 году в качестве позитивных сдвигов было отмечено создание в нашей стране Национальной комиссии по защите прав детей, однако были зафиксированы также и некоторые упущения в работе этой комиссии.
- В отделе аппарата омбудсмена Армении по защите прав детей особое внимание будет уделено механизму получения заявлений и жалоб со стороны детей. Какие возможные риски может содержать в себе этот механизм? Есть ли опасность того, что, к примеру, на основе этих жалоб могут быть приняты поспешные и неадекватные решения?
- Действительно, этот отдел создан для защиты прав детей. Ребенок может и должен обратиться с жалобой, если его права нарушены. Во всем мире такая система существует. И очень важно, чтобы для несовершеннолетних система жалоб была досягаема в целях оперативного решения данной проблемы. Одной из целей нашего отдела является также и работа с ребенком, с его семьей. Также мы проводим объяснительные работы по представлению прав и обязанностей детей, чтобы каждый из них знал, как правильно действовать в случае нарушения его прав, быть полностью осведомленным о порядке представления жалоб. Кстати, наш отдел будет сотрудничать с другими государственными структурами, поскольку защита прав детей – широкое понятие, касающееся и системы правосудия, и полиции, и систем образования и здравоохранения.
- Армения на пути создания Совета ювенальной юстиции. Как Вы думаете, есть ли в этом реальная необходимость? Ведь в последнее время все чаще говорится о том, что внедрение в нашей стране этой системы может стать угрозой для будущего детей?
- Должен отметить, что есть некоторые заблуждения с понятием ювенальной юстиции, т.е. юстиции несовершеннолетних. В первую очередь хотел бы пояснить, что лучшее понятие ювенальной юстиции было сформулировано ООН. Это целостная система законов, решений, посреднической деятельности, главной целью которой является решение вопросов детей, нарушающих закон. То есть, все делается для того, чтобы ребенок-правонарушитель имел дело в первую очередь с представителями ювенальной юстиции, а не с полицией или судебными органами. Ведь пока еще никто не доказал тот факт, что самым лучшим средством исправления детей-правонарушителей являются, например, места лишения свободы. Функции ювенальной юстиции направлены на то, чтобы такие
несовершеннолетние не сталкивались с другими органами системы правосудия, а решили бы свои проблемы в рамках системы ювенальной юстиции, таким образом создавая возможность вернуться в нормальное русло жизни и минимализируя вероятность рецидива.
Что касается разговоров относительно опекунства, изъятия или отчуждения детей из их семей, то хочу твердо заявить, что ювенальная юстиция не имеет с этим ничего общего. На самом деле - все наоборот. Эта система способствует тому, чтобы ребенок, нарушивший закон, остался в своей семье, а не оказался, например, в местах лишения свободы. Добавлю также, что пункт об отчуждении ребенка из его семьи уже долгое время действует в законодательстве комиссий опекунства и попечительства. И не думаю, что те работы, которые проводились ими, оценивались со стороны общества как процессы, разрушающие семейные устои.
- Как Вы считаете, может разногласия в нашем обществе по поводу внедрения ювенальной юстиции объясняются беспокойством действия европейских стандартов, которые могут противоречить нашим национальным ценностям?
- Я буду только рад тому, чтобы в нашу страну внедрились европейские стандарты, поскольку на Западе защита прав детей находится на высоком уровне. Я слышал подобного рода разговоры, но они исходили не от представителей серьезных организаций. Мы должны стремиться к европейским стандартам защиты прав детей.
Асмик Бакунц
«Евразийская информационная лига»
Комментарии:
Tweet