Вопрос: Уважаемый господин Президент!
Мы только что отметили 25‑летие с момента окончания «холодной войны». За прошедший год во всём мире наблюдалось большое количество войн и кризисов, такого долгие годы не происходило. Что мы сделали неправильно?
В.Путин: Вы начали сразу с ключевого вопроса. Мы всё сделали неправильно, с первых шагов, мы не преодолели раскола Европы. 25 лет назад Берлинская стена пала, но раскол Европы не был преодолён, невидимые стены просто были передвинуты на восток. Это создало предпосылки для будущих взаимных упрёков, непонимания и кризисов. Многие, в том числе и в Федеративной Республике, критикуют меня за известное выступление в Мюнхене на конференции по безопасности. А что такого я сказал необычного?
После того как пала Берлинская стена, говорили о том, что НАТО не будет расширяться на восток. Это говорил тогдашний Генеральный секретарь НАТО, гражданин Федеративной Республики господин Вернер, насколько я помню. Между прочим, некоторые немецкие политики того времени предупреждали об этом и предлагали свои решения, например, господин Эгон Бар.
Знаете, я, естественно, встречаясь с немецкими журналистами, подумал, что мы так или иначе выйдем на ту проблему, которую Вы сейчас затронули, и взял из архива беседы того времени советского руководства, 90‑го года, с некоторыми немецкими политиками, в том числе с господином Баром. Это никогда не публиковалось.
Год членства Армении в ЕАЭС – вполне достаточный отрезок времени для подведения как минимум некоторых промежуточных итогов. Начнем с общих контуров экономической политики страны в 2015 году.
Заметим сразу: завкончившийся год не был лучшим для экономики страны. Она топчется на месте уже несколько лет и де-факто можно говорить о стагнации. Членство в ЕАЭС ничего в этом отношении не изменило, так как главной болезнью армянской экономики продолжает оставаться ее монополизация. Но для борьбы с этим явлением нужны политические решения вне зависимости от того, в какое экономическое объединение входит Армения.
Итоги первого года функционирования ЕАЭС подвели члены Евразийского экспертного клуба на ежегодном заключительном заседании в столице Армении Ереване. Что дал ЕАЭС странам-участницам союза, какие геополитические изменения произошли за этот год, какие вопросы еще предстоит решить - члены клуба попытались ответить на эти и другие вопросы.
1 января 2016 года вступили в силу экономические санкции России против Турции, о введении которых было объявлено после уничтожения турецкими истребителем российского бомбардировщика в небе над Сирией 24 января 2015 года. Не введя до сих пор ответных мер (несмотря на грозные речи Ахмета Давутоглу в турецком парламенте), в Анкаре собрались жаловаться в ВТО, пребывающую не в лучшем своём состоянии, в том числе в связи с формированием макрорегиональных торговых альянсов. При этом особенно экстравагантно звучат слова министра экономики Турции Мустафы Элитаса о том, что у торговли должна быть «моральная основа». В свою очередь, глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев напомнил, о статье Устава ВТО, позволяющей ограничивать торговые отношения с другой страной – участницей организации в случае угрозы национальной безопасности. По оценке турецкого экономиста Эрхана Асланоглу, потери турецкого бизнеса от российских ограничительных мер могут составить до 10 миллиардов долларов.