Гость портала «Евразийская информационная лига» доктор экономических наук, профессор Татул Манасерян.
- Господин Манасерян, как отражаются нынешние геополитические изменения в нашем регионе на экономическую ситуацию в Армении?
- Есть разные тенденции в регионе, которые вытекают из глубоких перемен, поскольку экономической глобализации противостоит такая тенденция, как регионализация. Армения, как демократическая страна с открытой экономикой, пытается интегрироваться в региональную экономику, одновременно учитывая два интеграционных формата: это Евразийский Экономический Союз и Евросоюз. Они открывают новые возможности для развития экономики Армении и в то же время оказывают свои воздействия как положительные, так и негативные. Так что непосредственное влияние этих тенденций и происходящих перемен имеются на этом уровне.
- Турция заявляет о том, что готова войти в состав ЕАЭС. Может ли Армения быть в одной интеграционной структуре со страной, с которой нет дипломатических отношений? К каким последствиям может привести факт вхождения Турции в ЕАЭС?
- Во-первых, одно дело двухсторонние отношения, другое дело – многосторонние связи в рамках международных организаций. Этому есть прецедент – это Организация Черноморского экономического сотрудничества. В рамках ОЧЭС Армения сотрудничает с Турцией, Азербайджаном и с другими членами организации, не имея при этом дипломатических отношений с двумя странами. Конечно, это нежелательная практика. Было бы приемлемым, чтобы соседние страны имели дипломатические связи. Однако в случае, если теоретически допускать, что Турция может стать членом ЕАЭС, то это ни в коем случае не является абстракцией. Однако, учитывая современные реалии, мне кажется, что с одной стороны такое членство не выгодно Турции, с другой стороны это не будет выгодно также и для России. Инициатором ОЧЭС является Турция, и в противовес этой организации было создано СНГ. После распада Советского Союза, очевидно, что две державы будут стараться как можно больше влиять на мировые экономические связи в регионе и расширять сферу своего влияния дальше. Поэтому я не считаю, что Турция захочет быть в том формате, который инициирован Россией. И если это произойдет (а я не исключаю такую возможность), то это уже будет не при Эрдогане, а при другом руководителе Турции, которого ждут не только реалии в регионе, но и мировые глобальные перемены. И тогда нам будет выгодно иметь такого соседа и такого партнера.
- Как Вы оцениваете армяно-иранские экономические отношения? Зафиксирована ли в последнее время положительная динамика в их развитии?
- Во-первых, надо учитывать, что это очень динамично развивающиеся и стабильные отношения. И учитывая то обстоятельство, что за последние несколько лет у Ирана были напряжённые отношения с Западом, то и отношения Армении с Ираном строились с учетом этих отношений. Правда, была некая робость в этих отношениях, и я бы, скорее всего, назвал эти отношения ирано-армянскими, чем армяно-иранскими, потому, что все проекты исходили из Ирана. Ну и конечно находили одобрение в официальном Ереване. В дальнейшем развитие этих проектов по разным причинам приостанавливалось. Однако сегодня уже некоторые сдвиги в этом направлении есть. Правительство Армении уже подписало ряд документов, в том числе и о том, что намерено создать свободную экономическую зону, а точнее – приграничную свободную зону с Ираном, что даст толчок не только торговле, но и развитию широких торгово-экономических связей. Я считаю, что эти отношения более предсказуемы, чем отношения с любым другим нашим соседом. И учитывая то обстоятельство, что санкции по отношению к Ирану в основном сняты, и эта страна идет по пути перемен, его роль будет возрастать не только в регионе, но и в глобальной экономике и политике.
- В нашем обществе часто говорится о том, что интеграционные процессы не ощутимы для простых граждан. Когда, по-вашему, каждый из нас почувствует положительную роль членства Армении в ЕАЭС?
- Прежде всего, надо учитывать то обстоятельство, что никогда интеграционные форматы сразу не могут влиять на экономические или социальные отношения и ситуацию в данной стране. Я не хочу привести пример Евросоюза, хотя здесь достигнут высший уровень экономической и политической интеграции. Но для этого потребовалось более полвека с момента подписания договора о создании такого союза. Я считаю, что в динамично развивающемся мире от нас потребуется чуть меньше времени. Эпизодичные влияния такой интеграции на простых граждан конечно будут. Однако в целом резкий скачок или резкие положительные перемены будут ощущаться не раньше, чем через десять лет. Одинаково не уместны ни упреки, которые связывают спад в экономике нашей страны с ЕАЭС, ни точка зрения о том, что именно евразийское экономическое сотрудничество или интеграция в рамках ЕАЭС уже приводит к ощутимым результатам. Даже были некоторые эксперты, которые уже прогнозировали 3-4 % экономического роста, что в принципе смешно, поскольку можно делать факторный анализ, но ни в коем случае не такой прогноз. Для того, чтобы иметь, тем не менее, положительные результаты и положительное влияние в интеграции, Армения должна иметь национальную повестку с учетом своих экономических и политических интересов.
- Господин Манасерян, есть ли какая-то индивидуальная экономическая модель или программа развития для нашего государства? В частности, можем ли мы выступать в качестве инициаторов новых экономических предложений, вызывая тем самым интерес к нашей стране?
- Такая повестка дня пока не утверждена. Она должна быть очень транспарентной, и в вопросе формирования такой повестки должны участвовать и граждане Армении.
- Как Вы оцениваете нынешнее экономическое состояние Армении: застойное, медленно развивающееся?
- Считаю, что сейчас застойное положение у нас уже имеет противоречивые тенденции. В Армении и в армянской диаспоре есть достаточно ресурсов, в том числе и человеческих. И учитывая это, считаю, что подъем экономики вполне реален.
Асмик Бакунц
«Евразийская информационная лига»
Комментарии:
Tweet