Региональное общественное движение содействия развитию русско-армянских отношений

 
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Дискуссионный клуб

Турция не только не признает свою вину, но и может повторить то же самое

- Господин Демоян, сколько государств на сегодняшний день признали Геноцид армян 1915-го года? Как Вы думаете, процесс признания очевидного преступления против армянского народа происходит во всем мире медленно? Или все идет своим руслом?

- На данный момент приблизительно 25 государств официально признали Геноцид армян, в том числе и несколько международных организаций. Но сам факт признания со стороны государств очень важен не только для армян и Армении, но и для общества самих этих государств. Потому что такие признания способствуют поднятию уровня осведомленности о Геноциде армян, как о преступлении, совершенном турецким государством, которое до сих пор отрицает этот факт. Любое преступление, которое отрицается, дает повод для новых аналогичных преступлений. Но, с другой стороны, вопрос здесь не в том, что этот процесс протекает медленно или быстро, а в том, к чему может привести критическая масса признания этого факта. Возможно, это приведёт к трибуналу или к признанию со стороны ООН, что очень важно. Здесь я бы хотел отметить тот факт, что ООН до сих пор на стороне отрицателя. Это не балансировка, а открытое пренебрежение существующей проблемой. К сожалению, пока это так. Будем надеяться, что отдельные признания факта Геноцида армян со стороны государств будут не только в пользу сохранения общей памяти или осуждения на локальном уровне, а превратятся в некую массу, которую можно задействовать в международном признании со стороны ООН.

 

- Прошло больше века, и Турция так и не признала свое преступление против армянского народа. Как Вы считаете, есть ли шанс, что она когда-нибудь признает свою вину?

- Вопрос здесь ставится чисто механически. От кого ожидать это признание: от турецкого социума, от государства или от конкретного режима? На данный момент существует несколько центров тяжести в Турции - это армия, глубинное государство или тайное государство, в котором есть исламисты, кемалисты, которые придерживаются секуляристских ценностей. В Турции сейчас ситуация очень сложная. И возникает вопрос: от кого ожидать признания Геноцида армян? В первую очередь, Армения должна ожидать это от турецкого государства, и не важно, какой там будет режим. Для нас очень важно, чтобы со временем турецкое общество созрело к этому признанию. Низы сначала должны обсуждать, а потом уже требовать верхам, чтобы они признавали. Вот именно эта формула очень наглядная для Турции.

- Есть ли у Вас сведения о том, какие слои турецкого общества признают или готовы признать Геноцид армян?

- После убийства Гранта Динка стало очевидно, какая часть турецкого общества готова принять Геноцид армян. К сожалению, это не критическая масса турецкой общественности, но это интеллектуальная масса, которая в меньшинстве. Подавляющее большинство - это националисты-исламисты, которые работают в унисон с государственной линией. В этом плане стоит работать с турецким обществом, чтобы усилить позиции этого меньшинства. Они в основном в Анкаре и Стамбуле, и их голос слышен. Но это не тот голос, который может решать вопросы. Я думаю, что формула разрешения этого вопроса в том, чтобы в Турции произошел некий тектонический сдвиг в плане ценностей политического режима и переоценки ценностей со стороны турецкого общества. Но здесь мы уже сталкиваемся с другой проблемой - цивилизационной. Это проблема покаяния и осознания собственной вины. И на уровне масс это очень трудно преодолеть, потому что среди большинства турецкого населения не существует такого понятия, как покаяние. То есть, в цивилизационном плане и это покаяние за совершенные грехи тоже с трудом представляется, потому что это не просто покаяние, а предполагает также и конкретные шаги. И это, в первую очередь, осуждение, признание и осознание необходимости устранения последствий Геноцида армян - юридически, экономически и психологически.

- Одновременно с признанием Геноцида армян идет также международный процесс привлечения к уголовной ответственности за отрицание Геноцида армян. Как Вы оцениваете степень важности этого процесса?

- Здесь также вопрос в том, кого наказать и за что. Если человек выражает свою точку зрения, мнение - за это же ведь не наказывают? Наказанию подлежат те случаи, когда само отрицание делается преднамеренно и с использованием расистских взглядов. И всякая спекуляция на том, что такая постановка будет нарушать право на свободу слова, - это, конечно же, ханжество и лицемерие. Потому что, если есть отрицатель, который стремится выдавать себя и даже с умыслом, чтобы его наказали, то это превратится в некий политический процесс. Здесь очень важно найти именно характерные для этого случая приметы. А приметы в этом случае очень явно и наглядно выдают себя. Это расистский подход и стремление унижать народ, составляющий меньшинство, который подвергался геноциду. Отрицание наказывается не за то, что у тебя есть свободное мнение, а за то, что ты это сделал, исходя из расистских взглядов.

- Господин Демоян, не секрет, что в последнее время Турция пытается установить свою гегемонию в нашем регионе, что представляет большую опасность для Армении. Сможем ли мы умерить такие стремления Турции, активизируя вопрос признания Геноцида армян?

- Вообще, признание вопроса Геноцида и затрагивание этого вопроса - это часть целого, которое называется «обеспечение безопасности армянской государственности и армянства в целом». Ведь о чем говорит факт отрицания? О том, что Турция не только не хочет признать вину своих предшественников, но и наглядно говорит о том, что готова повторить то же самое. Поэтому любая тема, касающаяся Геноцида армян – это, в первую очередь, составляющая общей безопасности Армении и армянского народа.

Асмик Бакунц

Источник

Комментарии:

Добавить комментарий






 

Свежий номер журнала