История Русской Православной Церкви в Армении берет свое начало с конца двадцатых годов 19-ого столетия, когда были завершены русско-персидские войны в Закавказье. Вначале она возникла как церковь, сопровождающая русское воинство. Потом начали строиться храмы в Армении и в Нагорном Карабахе. В те годы на территории Армении насчитывалось более 60 приходов Русской Православной Церкви. Подчинялись эти приходы Грузинскому Экзархату. После революции 1917 года практически все храмы были осквернены. Часть из них была разрушена и уничтожена. И только некоторые сохранились в хорошем виде, как например, ныне действующий Покровский храм Русской Православной Церкви в Ереване. Этот храм сохранился за счет того, что в годы строительства коммунизма здание активно использовалось как клуб, кинозал, как дом культуры и военный склад. Здание сохранилось в хорошем состоянии, хотя купол и колокольня были уничтожены. В дальнейшем все это было восстановлено. Был изготовлен мраморный иконостас, единственный в Армении. Это уже новейший период истории Русской Православной Церкви в Армении, ее возрождение.
О нынешнем состоянии Русской Православной Церкви в Армении, о ее сотрудничестве с Армянской Апостольской Церковью и роли в армянском обществе портал «Евразийская информационная лига» побеседовал с благочинным приходов Русской Православной Церкви в Армении, протоиереем Арсением Григорянцем.
- Отец Арсений, какое количество православных храмов построено и действует в Армении на сегодняшний день? Намечается ли строительство новых?
- Хочу отметить, что в этом вопросе есть существенная законодательная проблема. У нас есть много вопросов к действующему на сегодняшний день закону РА «О свободе совести и религиозных организациях». И по этому поводу мы обращались в компетентные органы Армении, в частности в Национальное Собрание. Дело в том, что этот закон разделяет все религиозные организации в Армении следующим образом: есть Армянская Апостольская Церковь и все остальные. Закон не ставит никакого различия между всеми остальными. То, что Армянская Апостольская Церковь должна быть особо выделена и быть привилегированной, никаких сомнений у нас не вызывает. Мы полностью это поддерживаем, хотя большинство прочих религиозных объединений очень враждебно к этому относятся, говоря об
отсутствии равенства. Но если вы хотите равенство, то должны были сделать для армянского народа на протяжении веков столько, сколько сделала Армянская Апостольская Церковь. Если вы этого не сделали, то о равенстве и речи быть не может. Тот, кто на протяжении веков здесь трудился, конечно должен иметь преимущество перед теми, которые пришли вчера. Вопрос в том, что между теми, кто трудился на протяжении веков, и теми, которые пришли вчера, есть еще и те, которые трудились на протяжении одного-двух столетий, как, например, Русская Православная Церковь. Мы очень хотим, чтобы в закон РА «О свободе совести и религиозных организациях» была внесена поправка, выделяющая традиционные вероисповедания. На сегодняшний день закон предоставляет монопольное право Армянской Апостольской Церкви на строительство храмов, внешнюю проповедь, посещения больниц, тюрем и т.д. И согласно этому закону получается, что Русская Православная Церковь не может строить на территории Армении новые храмы. Ситуация de facto, конечно, отличается от de jure, так как чиновникам на местах очевидно, что закон направлен против сект, а не против традиционных вероисповеданий. Сейчас идет строительство нового храма Русской Православной Церкви в Ереване. Это будет комплекс, включающий храм, дом причта и ещё некоторые сооружения. Строительство идет, но законодательная база, в принципе, хромает.
- Сотрудничает ли Русская Православная Церковь с Армянской Апостольской Церковью?
- Сотрудничество есть, но оно не в духовной, а в социальной и общественной плоскостях. На духовной ниве сотрудничества практически нет, потому что паствы у нас разные, не пересекающиеся. Армянская Апостольская Церковь окормляет своих чад, а Русская Православная Церковь - своих. Церковь делает все возможное для изменения нравственного облика общества. Примером нашего сотрудничества стала недавняя конференция в Эчмиадзине, посвящённая традиционным нравственным ценностям и защите семьи. Фактически, сейчас в России и в Армении началась необъявленная война против семьи и семейных ценностей. К сожалению, на законодательном уровне по непонятной логике поддерживаются законы, прямо противоречащие нашей ментальности, нашему вековому общественному укладу. Мы на этой конференции говорили о том, что в Армении был принят закон о гендерном равенстве. Понятие гендера, социального, выбираемого пола, вообще не вписывается в армянскую ментальность. Это абсолютно чуждое понятие для армян. Кроме того, сейчас надвигается и другая волна - это закон о семейном насилии, который создает
возможность вмешиваться в устройство семьи и разрушать ее, отбирать детей, уговаривать женщин, чтобы они оставляли своих мужей, и прочее. Это очень страшные явления, и мы должны сообща и очень эффективно действовать против них. Мы об этом говорим регулярно с прихожанами. Но необходимо, чтобы народ выразил свою обеспокоенность и правительству. Почему мы не можем сказать, что семья - это союз мужчины и женщины, а все остальное - это не семья. Об этом надо говорить прямо и громко.
- Для нашего общества, как впрочем и для российского, духовными вредителями являются секты. Есть ли у Русской Православной Церкви какие-то рычаги воздействия в борьбе против сект?
- В Русской Православной Церкви очень серьезно поставлен этот вопрос, хотя по сравнению с Арменией опасность от деятельности сект в России гораздо меньше. В Армении угроза, исходящая от сект, уже критическая. И может получиться так, что процент сектантов превысит определённое число в общем количестве населения, и тогда возникнет точка невозврата, когда общество начнет необратимо разрушаться. В Армении ситуация уже пограничная. В России действует много антисектантских центров, которые занимаются подготовкой профессиональных людей, полностью владеющих материалом. Они могут в деталях объяснить, в чем проблема той или иной секты, в чем ее заблуждение. Выпускаются соответствующие материалы, существуют печатные издания, есть много интернет-сайтов по этой тематике. Одним словом, ведется активная последовательная работа по борьбе с сектами. Церковь проповедует уже 2000 лет, и за все это время ни разу не поменяла своего учения. И хотя в истории Церкви происходили тяжелые удары, от Церкви отделялись сообщества, но все-таки Церковь остается единым целым. А секты, которые возникли 100 с небольшим лет назад, уже разделились на многие толки и многократно меняли свои учения.
В борьбе против сект в Армении можно использовать опыт Русской Православной Церкви. В частности, можно переводить на армянский язык уже готовые антисектантские материалы и использовать их. И эта работа, насколько мне известно, ведется. Так, в Армению приезжал с лекциями известный деятель антисектантского движения России Александр Леонидович Дворкин.
- Какую роль играет Русская Православная Церковь в общественной жизни Армении?
- Говорить о какой-то глобальной роли Русской Православной Церкви для армянского общества не приходится, поскольку православная община в Армении сравнительно небольшая и составляет всего несколько тысяч человек. Но вместе с тем община играет положительную роль в поддержании и укреплении дружественных и братских отношений между армянским и русским народами. В общественном поле действуют благотворительные общественные организации «Русский народный собор» и «Союз православных женщин» созданные православной общиной, поскольку деятельность самой общины, как религиозной организации, жестко регламентируется законом, как было отмечено выше
- Отец Арсений, каков Ваш главный призыв к современному человеку?
- Сегодня началась апокалиптическая война на уничтожение традиционных ценностей восточнохристианской цивилизации, к которой принадлежат и Армения, и Россия, и все постсоветское пространство. Хотя там присутствует много других религий - мусульманство, буддизм, иудаизм – но, все-таки это цивилизация, культурные и духовные основы которой сложились в первую очередь под воздействием Православия. Поэтому я ее называю восточнохристианской цивилизацией. Это последний оплот здравого смысла в современном мире, который уже начал бесноваться. Сегодня я читаю о законе, принятом в Норвегии о том, что семилетние дети могут выбирать себе пол. Это безумие и вакханалия! Сами норвежские правозащитники недоумевают: как можно жить в таком обществе, в котором семилетний ребенок, не умеющий рассуждать по-взрослому, может выбрать себе пол? До какого чудовищного извращения надо дойти, чтобы предлагать такие вещи, например, совершенно свободно и публично обсуждать легализацию инцестов и педофилии! Что еще должна сделать Европа, чтобы мы поняли: Запад просто перешел все границы разумного, последовательного, логичного, естественного и человеческого! Чего мы ждем? Мы ждем, чтобы они пришли в наши дома и совратили наших детей, отобрали бы их и передали в руки педофилам? Обязательно это должно случиться, чтобы мы все поняли, в какое страшное время мы живем? И как в свое время говорил Киплинг: “Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись”. И сейчас я обращаюсь к чадам восточнохристианского мира. Сегодня нужно проявить активную гражданскую позицию и, наконец, перестать плестись в хвосте у Запада и слепо копировать безумные хитросплетения абсолютно диких и чуждых нам идей и схем развития общества. Давайте просто начнем развивать свою собственную демократию, свое собственное видение
реальности. На каких принципах, и на какой основе? Это уже отдельный разговор, не вмещающийся в рамки нашего интервью.
Асмик Бакунц
Комментарии:
Tweet