Президент Грузии Михаил Саакашвили в ходе совместной пресс-конференции с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом 13 января заявил о том, что двусторонние грузино-турецкие отношения могут считаться идеальными.
Грузинский лидер не в первый раз выступает с громкими и многообещающими декларациями. В ноябре прошлого года он публично назвал президента Армении "старым и надежным другом", а в июле 2010 года высказался за объединение Грузии и Азербайджана в конфедерацию. Между тем, в реальности отношения Тбилиси и с Ереваном, и с Баку имеют намного более сложную динамику, отличающуюся от бравурной риторики президента Грузии.
Можем ли мы говорить о том, что турецкое направление грузинской внешней политики намного проще, чем армянское или азербайджанское? Насколько вообще перспективно стратегическое партнерство Анкары и Тбилиси?
С одной стороны, значение Турции для Грузии сложно недооценить. Турецкая республика находится на первом месте среди торговых партнеров Грузии. Предприниматели из этой страны не первый год реализуют в Грузии успешные инвестиционные проекты. Велика роль турецкого бизнеса в развитии грузинской инфраструктуры (реконструкция аэропортов в Тбилиси и в Батуми, участие в финансировании и реализации железнодорожного проекта Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс). Грузию и Турцию связывают два амбициозных энергетических проекта – Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум. Турецкие военные сыграли немалую роль в процессе реформирования грузинской армии и пограничной службы, а также в деле восстановления и оборудования отдельных объектов оборонного назначения (аэродром в Марнеули).
Грузинское государство не может игнорировать и растущий геополитический вес Анкары. Превращение Турции в региональную державу с самостоятельной внешней политикой – один из важнейших итогов последнего десятилетия. Это стало возможно благодаря трем основным факторам: бурному экономическому росту Турции в последние годы (ВВП этой страны достиг одного триллиона долларов, доходы на душу населения выросли втрое); фундаментальным сдвигам в политическом ландшафте страны, где уже почти десять лет доминирует Партия справедливости и развития во главе с Эрдоганом; и серьезному переосмыслению внешнеполитических приоритетов.
Подробнее... Добавить комментарий