Региональное общественное движение содействия развитию русско-армянских отношений

 
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Дискуссионный клуб

Сергей Маркедонов: Грузия и Турция: неидеальные отношения.

Президент Грузии Михаил Саакашвили в ходе совместной пресс-конференции с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом 13 января заявил о том, что двусторонние грузино-турецкие отношения могут считаться идеальными.
 
Грузинский лидер не в первый раз выступает с громкими и многообещающими декларациями. В ноябре прошлого года он публично назвал президента Армении "старым и надежным другом", а в июле 2010 года высказался за объединение Грузии и Азербайджана в конфедерацию. Между тем, в реальности отношения Тбилиси и с Ереваном, и с Баку имеют намного более сложную динамику, отличающуюся от бравурной риторики президента Грузии.
 
Можем ли мы говорить о том, что турецкое направление грузинской внешней политики намного проще, чем армянское или азербайджанское? Насколько вообще перспективно стратегическое партнерство Анкары и Тбилиси?
 
С одной стороны, значение Турции для Грузии сложно недооценить. Турецкая республика находится на первом месте среди торговых партнеров Грузии. Предприниматели из этой страны не первый год реализуют в Грузии успешные инвестиционные проекты. Велика роль турецкого бизнеса в развитии грузинской инфраструктуры (реконструкция аэропортов в Тбилиси и в Батуми, участие в финансировании и реализации железнодорожного проекта Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс). Грузию и Турцию связывают два амбициозных энергетических проекта – Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум. Турецкие военные сыграли немалую роль в процессе реформирования грузинской армии и пограничной службы, а также в деле восстановления и оборудования отдельных объектов оборонного назначения (аэродром в Марнеули).
 
Грузинское государство не может игнорировать и растущий геополитический вес Анкары. Превращение Турции в региональную державу с самостоятельной внешней политикой – один из важнейших итогов последнего десятилетия. Это стало возможно благодаря трем основным факторам: бурному экономическому росту Турции в последние годы (ВВП этой страны достиг одного триллиона долларов, доходы на душу населения выросли втрое); фундаментальным сдвигам в политическом ландшафте страны, где уже почти десять лет доминирует Партия справедливости и развития во главе с Эрдоганом; и серьезному переосмыслению внешнеполитических приоритетов.
 

Геннадий Чуфрин: Двадцать лет без СССР: от СНГ к Евразийскому союзу.

На рубеже 1980-х и 1990-х гг. в результате длительного накопления в советском обществе серьезных экономических, социальных, национальных и политических противоречий и проблем произошла «крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ столетия» – распад Советского Союза. На территории еще недавно единой державы возникло полтора десятка новых государств, перед которыми сразу после провозглашения политической независимости встали серьезные проблемы экономического выживания и развития, обеспечения социальных потребностей общества и недопущения политического хаоса.
 
При этом стартовые экономические условия вхождения в новую жизнь у бывших советских республик, а отныне суверенных государств, оказались весьма различными – и в части обеспеченности сырьевыми ресурсами, и в отношении продовольственной базы, и в отношении степени развитости национальной обрабатывающей промышленности, и, наконец, развитости хозяйственных связей с внешним миром. Оптимальным поэтому представлялось нахождение взаимоприемлемой и взаимовыгодной модели межгосударственных связей новых независимых государств, согласно которой наряду с признанием принципиально новых политических реалий постсоветского пространства были бы максимально сохранены (а в дальнейшем – развиты) позитивные результаты длительного экономического взаимодействия и взаимодополняемости в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР.
 
Пытаясь уже на начальном этапе своего постсоветского существования выработать адекватные ответы на эти вызовы, большинство бывших советских республик объединились в Содружество Независимых Государств (СНГ), которое должно было стать формой сохранения единства в новых условиях, но, будучи в юридическом отношении весьма аморфной структурой, так ею и не стало. Более того, как отмечает акад. Е. Примаков, те лица – Б.Ельцин, Л.Кравчук и С.Шушкевич, - которые подписали соглашение о создании СНГ в один день с Беловежским соглашением о ликвидации СССР (8 декабря 1991 г.), преследовали принципиально иные цели, а именно «с одной стороны, выработать цивилизованную форму развода, а с другой – притупить сопротивление тех, кто не хотел расторжения Договора 1922 года о создании СССР, - не просто, мол, ликвидировали Советский Союз, а нашли ему замену в виде СНГ». (1)
 

Станислав Тарасов: Война с Ираном откладывается: чего именно добиваются США?

Сообщения о том, что США и Израиль решили перенести на лето проведение совместного массового военного учения "Остир Челлендж-12" (Austere Challenge 12), оказались неожиданностью для многих политиков и в особенности экспертов, заточивших перо и мысли на войну США или Израиля с Ираном. Еще большее удивление вызвала формулировка причины отказа от учений. В изложении израильской газеты "Гаарец" она звучит так: "Во избежание эскалации конфликта с Ираном".
 
Более того, как сообщала The Wall Street Journal со ссылкой на информированные источники в Вашингтоне, президент США Барак Обама, глава оборонного ведомства Леон Панетта и другие высокопоставленные чиновники накануне вели интенсивные переговоры с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу и предостерегли его от односторонних шагов в отношении Ирана. При этом американское руководство апеллировало к тому, что Иран нуждается "во временном люфте" для того, чтобы разработать политико-дипломатические меры, направленные на предотвращение эскалации и начала диалога с "шестеркой" и МАГАТЭ по ядерной программе. Иран действительно заявил о готовности к возобновлению "серьезных переговоров" с "шестеркой" международных посредников - Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия. Если учесть, что Россия и Китай выступают за политико-дипломатические урегулирование иранской ядерной программы, то Тегеран, по-прежнему, сохраняет возможности для дипломатического маневрирования. Более того, побывавший на днях с визитом в Турции спикер парламента Ирана Али Лариджани сообщил, что "наши турецкие друзья предложили, чтобы переговоры прошли в Турции, и мы дали наше согласие", а президент США Барак Обама обсуждал эту проблему в телефонном разговоре с главой турецкого правительства Тайипом Реджепом Эрдоганом.
 
Это признаки того, что Ирану удалось привлечь на свою сторону и Турцию. В итоге, давление на Иран со стороны Запада начинает ослабевать. Но остается открытым вопрос, а что это было и почему в "иранский спектакль" оказались вовлеченными многие политики и почти все мировые СМИ? Интрига стала раскручиваться после того, как Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заявило, что Иран приступил к обогащению урана в укрепленном подземном комплексе "Фордо", расположенном в районе города Кум. "Агентство подтверждает, что Иран начал работы по обогащению урана до 20 процентов", - заявила пресс-секретарь МАГАТЭ Гилл Тюдор. И в то же время она многозначительно добавила, что "все атомные компоненты находятся под наблюдением агентства". Это обычное заявление со стороны МАГАТЭ, с ключевой фразой - "все находится под наблюдением агентства" - не должно было возбудить мировую политику до такого уровня, когда появились комментарии, что "вопрос войны с Ираном уже решен", и что "вот-вот США нанесут удар по его ядерным объектам". В западных СМИ стали появляться любопытные "утечки" информации: американские войска переброшены из Ирака в Иорданию, на границу с Сирией, а израильские ВВС провели с итальянского острова Сардиния учения, включавшие отработку использования F-16 для нанесения ударов по "удаленным" целям. Даже секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев назвал реальной опасность военного удара по Ирану. По его словам, "существует вероятность военной эскалации конфликта, к которой американцев подталкивает Израиль".
 

Владимир Путин: Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить.

В статье для «Известий» премьер Владимир Путин очерчивает круг вопросов, которые найдут отражение в его президентской предвыборной программе, и высказывает мнение о происходящих в России процессах.

4 марта граждане России придут на избирательные участки, чтобы выбрать президента страны. Сейчас в обществе разворачивается много дискуссий. 
 
Считаю необходимым высказать свою позицию по ряду вопросов, которые мне кажутся важными для широкого обсуждения. С какими рисками и задачами России придется столкнуться. Какое место мы должны занять в глобальной политике и экономике. Будем ли следовать за развитием событий или сами участвовать в формировании правил игры. Благодаря каким ресурсам сможем усилить свои позиции и, подчеркну, обеспечить стабильное развитие. Причем такое, которое не имеет ничего общего с застоем. Потому что в современном мире стабильность — это достояние, которое можно только заслужить, заработать упорным трудом, проявляя открытость к переменам и готовность к назревшим, продуманным и просчитанным реформам.
 
Постоянно повторяющаяся в истории проблема России — это стремление части ее элит к рывку, к революции вместо последовательного развития. Между тем не только российский опыт, а весь мировой опыт показывает пагубность исторических рывков: забегания вперед и ниспровержения без созидания.
 
Этому противостоит другая тенденция, противоположный вызов — склонность к застою, к иждивенчеству, неконкурентность элит и высокий уровень коррупции. Причем при каждом удобном случае «ниспровергатели» буквально на глазах превращаются в «самодовольных господ», которые противятся любым переменам и ревностно охраняют свой статус и привилегии. Либо происходит ровно обратный процесс ¬— «господа» превращаются в «ниспровергателей».
 

Что же исследуют американцы в секретной лаборатории в Грузии?..

Есть новости, которые сразу наводят на серьезные размышления, и просто вынуждают начать журналистское расследование. К их числу относится информация об открывшейся в марте прошлого года центральной реферальной лаборатории общественного здравоохранения в Грузии, которая, по свидетельству граждан этой страны, представляет угрозу также для армянонаселенных регионов республики, в первую очередь – для Джавахка. Вполне естественно, что каждый житель Южнокавказского региона должен был испытать чувство тревоги, узнав о том, что инвестируемая США лаборатория в Грузии способна производить биологическое оружие, которое при случае может выйти из-под контроля… 
 
С целью прояснения ситуации мы обратились к г-ну Ричарду (Дику) Х. Колю – руководителю Департамента по связям с общественностью Агентства по сокращению военных угроз (Defense Threat Reduction Agency (DTRA) министерства обороны США. Таинственная лаборатория в Грузии работает в рамках программы именно этой структуры. Вниманию читателей представляем эксклюзивное интервью с г-ном Колем. 
 
- «Институт исследования инфекционных заболеваний» армии США (USAMRIID) совместно с вирусологами и биологами Грузии, по некоторым сведениям, проводит исследования возбудителя холеры, а также разрабатывает новые методы их выявления. Однако граждане Грузии, особенно армянонаселенных районов этой страны, выражают обеспокоенность тем, что эти работы дают не только возможность проводить исследования возбудителя холеры, но и создать условия для разработки биологического оружия путем их генной модификации. Как бы Вы прокомментировали подобную информацию?
 
- Целью открывшейся в Грузии Центральной реферальной лаборатории общественного здоровья (CPHRL) является выявление инфекционных заболеваний, угрожающих здоровью общества и животного мира, контроль эпидемиологической ситуации путем исследований, проводимых в интересах Грузии, Кавказа и международного сообщества в целом. Расположенная в пригороде Тбилиси лаборатория (CPHRL) в сотрудничестве с правительством США является лишь частью системы, контролирующей вирусы в Грузии. В рамках программы прошли курс переквалификации врачи и эксперты региональных учреждений и учреждений республиканского значения, работающие по линии обеспечения здоровья людей и представителей животного мира. Переквалификация специалистов повысила уровень выявления различных вирусов. Современная молекулярная диагностика упростила выявление острых инфекционных заболеваний и возможность быстрого реагирования в случае вероятной опасности.
 

Еще статьи...

  1. Гагик Арутюнян: Последствия «арабской весны».
  2. Заявление Джавахкской диаспоры России
  3. МИД РФ дал оценку соблюдению прав человека.
  4. Андрей Арешев: Прошедший год стал временем болезненного расставания с «перезагрузочными» иллюзиями…

Свежий номер журнала