Региональное общественное движение содействия развитию русско-армянских отношений

 
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Дискуссионный клуб

От нового правительства Украины ждать радикальных шагов по налаживанию ситуации не приходится

Представляем вниманию читателей интервью ИАА "Армедиа" с заместителем директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) Тамарой Гузенковой. Беседа была проведена во время визита г-жи Гузенковой в Армению. Она принимала участие в работе международной конференции "Евразийская перспектива Армении, региональные и глобальные вызовы", организованной НПО "Интеграция и развитие" (Армения) и Ереванским государственным университетом.
 
Тамара Гузенкова, заместитель директора Российского института стратегических исследований (РИСИ), руководитель центра исследований проблем стран 
ближнего зарубежья
 
- Уже известен приблизительный расклад и состав нового правительства Украины. Какую картину представляет собой новый украинский кабинет, по-Вашему, какого вектора политики в вопросе урегулирования украинского кризиса он будет придерживаться?
 
Составу нового правительства Украины предшествовали парламентские выборы, и уже эту ситуацию, которая складывается в украинском парламенте, можно экстраполировать и на новый предполагаемый состав правительства.
 
Учитывая то, что нынешний парламент по сути дела представляет "партию войны" в широком смысле этого слова, и русофобские настроения в этом составе не только не уменьшились, но, можно считать, и усилились, предполагать, что новый состав правительства будет вести отличную от прежней тенденции политику, едва ли приходится. И в этом смысле, конечно, задающим тон в деятельности правительства будет премьер-министр, а он уже известен своими крайне воинственными заявлениями и желаниями не прекращать войну, а идти на ее эскалацию. Учитывая это, я думаю, что Россия и те, кто наблюдает за ситуацией в Украине, не ожидают умиротворения агрессора. Наоборот, тенденция будет усиливаться, по крайней мере, попытки усиления будут.
 
Нынешний украинский режим находится практически в безвыходном положении. Они сами загнали себя в этот угол, потому что идти на какие-то определенные меры, связанные с мирными переговорами, с урегулированием этого конфликта, для них означает, что называется, "подписаться в своем бессилии". Нет позитивного плана развития Украины, нет плана урегулирования конфликта политическими путями, потому что любые переговоры, любые планы должны привести в той или иной степени к федерализации Украины, а в Украине страшно боятся этого слова.
 
Как только Порошенко заикнулся о децентрализации, хотя европейцы уже готовы были рассматривать этот вариант, моментально киевские ястребы обвинили его в предательстве, в соглашательстве с Кремлем, и тема децентрализации сошла на нет. Появился закон об особом статусе некоторых регионов, но даже это Порошенко отменил. Таким образом, мы видим, что никакие обещания и даже подписанные документы ничего не гарантируют, в любой момент они могут быть отменены и поэтому никакой веры в возможность дипломатического решения конфликта у нас еще нет.
 
- Как будет развиваться переговорный процесс, как долго будут сохраняться санкции по отношению к России?
 
От этого правительства ожидать радикальных шагов по налаживанию ситуации или разворачиванию переговорного процесса с Кремлем едва ли приходится. Скажу больше, рассматривать Киев как самостоятельную и состоятельную переговорную сторону вообще не приходится. Переговоры должны проходить между ЕС и Кремлем. Мне кажется, что ЕС еще недостаточно готов для конструктивных, серьезных и трезвых переговоров.
 
Брюссель убедил себя, что Россия во всем виновата. Европе так удобнее: если не обвинять во всем Кремль, Москву и Путина, то придется всем честно признаться, что "мы ребята так "накосячили" на Украине, мы так не понимали, что там происходит, что допустили все это". Конечно, Брюссель в этом никогда не сознается.
 
Здесь встает еще один очень важный вопрос. Украинский кризис показал конец прежней системы международных отношений, по сути дела сейчас перечеркнуты все прежние нормы и достижения в системе международных отношений. Второе: стало очевидно, что несмотря на то, что ЕС претендует на роль самой респектабельной, эффективной интеграционной структуры, которая теперь уже как бы доминирует не только экономически, но и политически, слухи о безусловной и абсолютной эффективности ЕС сильно преувеличены. Все эти события показали, насколько каждая из европейских столиц не самостоятельна по отношению к США.
 
Сейчас непонятно в каком направлении все таки Вашингтон и Брюссель пойдут дальше в своей политике. Есть много оснований полагать, что европейцы попытаются де-факто свести эти санкции на нет. Факты показали, что велики потери не только с нашей, но и с их стороны.
 
Кроме того, эти санкции в этом фронтальном масштабе не рассчитаны на долгое время. Они должны действовать на короткое время и привести партнера в то состояние, в которое авторы санкций хотели бы. Но этого не получилось. Кремль оказался слишком несговорчив, Путин оказался крепким орешком.
 
Все те устрашения, которые были призваны урезонить Россию в короткий срок, начинают работать против ЕС. Неизвестно как поведут себя европейцы, потому что Вашингтон диктует эту политику, мы знаем, что они очень сильно нажимают на ЕС.
 
Санкции номинально будут продолжаться какое-то время.
 
- Как санкции Запада в отношении России отразятся на ЕАЭС ?
 
На ЕАЭС они могут отразиться в той степени, в какой они отражаются на России, потому что самая крупная экономика в рамках ЕАЭС - Россия. Главный груз и тяжесть этих санкционных последствий лягут на Россию, а не на участников ЕАЭС. Но если будет ужесточение, то косвенно от этого могут пострадать и члены ЕАЭС. Теоретически эти санкции могут распространяться и на тех, кто тесно сотрудничает с Россией. Здесь важна согласованная позиция ЕАЭС.
 
Мне кажется, в ЕАЭС будут отрабатываться и активизироваться усилия в направлении того, чтобы была сформирована своя региональная платежная система. В рамках ЕАЭС на первых порах, может быть, расчеты будут вестись в значительной степени не только в иностранной условной валюте, но и в рублях и, кстати, в тенге тоже. По мере того, как будут крепнуть другие валюты, сформируется некая бивалютная корзина.
 
- Какова, по Вашему мнению, региональная роль ЕАЭС? Что будет сделано со стороны партнеров для повышения эффективности союза?
 
В региональном отношении это естественное региональное объединение, и то давление и критика, которая идет со стороны Запада, носит не экономический, а политический характер. Запад за все время существования независимых государств исповедовал политику "один на один", то есть разговаривал с каждой из стран в одиночку, абсолютно игнорируя интеграционную составляющую. А сейчас должна расти субъектность международного характера.
 
Для Армении это особенно актуально. Здесь есть большие транспортные проблемы, и будет поставлена задача коллективного характера для нахождения выхода из этого транспортного тупика, чтоб и Армения могла свободно общаться, чтоб инвестиции, товары, капиталы могли свободно циркулировать.
 
- За последнее время замечались попытки третьих стран, не являющихся членами ЕАЭС, повлиять на процессы в рамках союза - например, письмо Алиева главам трех стран. Какие шаги будут предприняты для предотвращения подобного в будущем?
 
Знаете, писать могут все и все что захотят, но в какой степени это будет учитываться?! В этом смысле Азербайджану можно только сказать "вступайте в ЕАЭС, и разговор будет соответствующий".
 
В ЕАЭС разработаны правила, за которыми строго следит Евразийская экономическая комиссия, и все эти проблемы будут решаться в рамках тех норм, принципов и правил, которые предусмотрены, а не в соответствии с пожеланиями третьих стран.
 
Озабоченность Азербайджана вполне понятна. В Баку понимают, что Армения усиливает свои позиции. Но для этого есть переговорная площадка, есть статусы, в соответствии с которыми страна может влиять на решения или высказывать пожелания.
 
В этом смысле Армения в существенной степени защищена. Действия в рамках правил этой организации и являются защитной мерой для страны-участников ЕАЭС.
 

Комментарии:

Добавить комментарий






 

Свежий номер журнала