Региональное общественное движение содействия развитию русско-армянских отношений

 
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Нагорный Карабах

Давид Бабаян: Арцахская проблема и идеология пантюркизма (Часть 1)

Введение
 
Арцахская проблема является не только важнейшим вопросом для армянского народа и армянской государственности, но и давно включена в повестку глобальной геополитики, особенно в контексте стратегически важного географического положения Закавказья, переплетения и столкновения здесь интересов глобальных и региональных игроков.
 
История возникновения идеологии пантюркизма и ее основные цели
 
Основная идея пантюркизма заключается в объединении всех тюркских народов или тюркского мира в одном государстве, при лидирующей роли Турции. Данная идеология нашла благодатную почву среди тюркских народов Российской империи. Идеи пантюркизма поощрялись английскими, французскими, германскими и австрийскими правящими кругами и их спецслужбами (1).
 
Основной целью было повернуть направление возможной турецкой экспансии от Европы в сторону Российской империи, под властью которой находилась основная масса тюркских народов за пределами Османской империи. Логика создания пантюркизма была весьма проста. Данная политика давала возможность одновременно достичь двух важнейших целей. Во-первых, Турция, жаждущая реванша над европейскими державами за потерю своих владений в Европе, более не рассматривала возврат данных территорий в качестве основной своей задачи и, таким образом, не угрожала европейским странам. Во-вторых, она направляла свой взор на российские территории, так что в результате столкновения двух империй ослабевали обе, а в выигрыше оказывались великие европейские державы, которые могли в результате этого включить в сферу своего влияния обширные территории.
 
 
Рис. 1. Османская империя в своем зените. XVII век
 
 
Рис. 2. Османская империя перед Первой мировой войной
 
Авторство идеи создания пантуранистской империи принадлежит венгерскому профессору Арминию Вамбери (1832-1913). Не правда ли, интересное совпадение, связанное с его именем, особенно учитывая то, что именно наш народ заплатил самую высокую цену за идеологию пантюркизма? В 18571863 гг. этот человек был советником турецкого султана. Именно тогда Вамбери впервые ознакомил султана с идеей о пантуранской супердержаве. Вамбери работал также на министра иностранных дел Великобритании лорда Палмерстона, который затем стал премьер-министром этой страны. Идея венгерского профессора была весьма искусно использована британцами. Основной целью Вамбери было создание антиславянского движения для того, чтобы ослабить позиции России и в конце концов отвлечь ее от борьбы за влияние в Персии, Центральной Азии и на индийском направлении.
 
Другим европейцем, стоявшим у истоков пантюркизма, является сотрудник британской разведки Вилфред Блант, которого нередко называют отцом-основателем панарабизма. Именно этот человек являлся автором идеи создания младотурецкого движения. До сих пор окутана тайной деятельность итальянского подданного Эммануэля Карассо, который основал младотурецкое общество в Салониках, первое и главное представительство младотурецкой партии в Османской империи. Редактором газеты «Младотурки» был другой европеец, Владимир Жаботинский. Весьма весомый вклад в развитие идеи пантуранизма внесли представители тюркских народов бывшей Российской империи – татары Ахмеда Агаев, Юсуф Акчуру, Али Гуссейн Задэ, Исмаил Гаспринский и др. Первым глашатаем идеи единения тюркских народов стала газета «Тарджуман» («Переводчик») с ее лозунгом «Единство в мыслях, словах и делах», которая с 1883 г. начинает издаваться в Крыму, в Бахчисарае Исмаилом Гаспринским. Однако даже эти деятели получили свои знания и вдохновение идеей пантюркизма в европейских учебных заведениях. В XIX веке в таких европейских странах, как Франция, Германия, Великобритания, Дания, в качестве одного из направлений ориенталистики начинает развиваться тюркология. В данном контексте хотелось бы упомянуть знаменитую книгу Леона Кахона об истории тюркской расы, словарь тюркских наречий Радлова и т.д.
 
 
Рис. 3. Пантюркистская империя
 
В Османской империи одним из первых идеологов тюркизма был министр военных училищ Сулейман-паша. Идеи тюркизма и пантюркизма он начал распространять именно среди учеников военных училищ, что было обусловлено влиятельным положением армии в турецком обществе. Сильнейшее впечатление на него произвела уже упомянутая книга Жозефа Де Гиньи. Сулейман-паша первым в Османской империи описал историю тюрок в своей книге «История мира» (1874 г.) и в своем государстве выступил против употребления термина «османский язык», считая, что османский язык является всего лишь смесью арабского, персидского и турецкого языков, и предложил использовать определение «турецкий язык» [5, с. 32]. Говоря о развитии пантюркизма в Османской империи, нельзя не упомянуть Мустафу Джелалетдин-пашу (1826-1876). Его настоящее имя Константин Божецкий, и он происходил из рода польских шляхтичей. В 22 года он участвует в польском восстании против Российской империи и после подавления восстания эмигрирует в Стамбул. Он поступает на службу в османскую армию и принимает ислам, а вместе с ним и новое имя. Джелалетдин-паше принадлежит идея «туро-арианизма», в соответствии с которой европейские и тюркские народы составляют единую расу, а западная культура является продуктом интеллектуальной деятельности «туро-арианцев». Он также утверждал, что часть тюрок, принявших ислам, сошлась с семитской культурой. Он же предлагал связать христианские народы Османской империи с тюркским элементом культурно-языковыми связями, или попросту ассимиляцией.
 
В XIX веке в Османской империи начала развиваться также идеология османизма, суть которой заключалась в том, что все народы империи должны были обзавестись наднациональной идентичностью, т.е. идентичностью, которая была бы общей для всех, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности. Таковой хотели сделать османскую идентичность. Однако эта идеология не оправдала себя и не сумела задержать стремление христианских народов к независимости. В этой ситуации в Османской империи начал развиваться исламизм, основным проводником которого был кровожадный султан Абдул-Гамид II. Исламизм в какой-то степени был выгоден европейским державам, так как данная идеология разделяла османское общество на два лагеря – мусульман и христиан, что давало возможность, с одной стороны, поддерживать стремление христианских народов к отделению от Османской империи, а с другой – направить османов против Российской империи. После революции 1908 г. к власти пришли младотурки.
 
Национально-освободительная война балканских христианских народов и последовавшая за этим потеря Османской империей в 1912 г. большей части своих владений на Балканах, окончательно похоронили идею османизма. В какой-то момент младотурки снова попытались вернуться к идее исламизма. Однако эта идея была похоронена на этот раз восстанием мусульманских народов, в частности, арабов и албанцев. Это стало сильным толчком к развитию идеологии пантюркизма в Османской империи.
Насаждение тюркизма шло параллельно активной пропаганде пантюркизма, что на самом деле было весьма сложным процессом. Достаточно указать, что в то время слово «турок» в Османской империи было одним из самых оскорбительных выражений [7, сс. 117, 122]. Для осуществления этих планов необходимо было в первую очередь создать общую «этническую» границу между тюрками Османской империи с Закавказьем и Ираном. Это было ключевым условием успешного завершения пантюркистских планов. Главной преградой на этом пути был армянский народ, который свооей моноэтнической отечественной территорией разделял тюрков Османской империи от их собратьев в Иране и Закавказье, посредством которых и можно было выйти к тюркам Средней Азии.
 
Первая попытка материализации пантюркистских идей была предпринята в Китае, в Синьцзяне в конце 60-х – начале 70-х годов XIX века. Во второй половине XIX века Синьцзян был погружен в череду целого ряда крупных восстаний, результатом которых стало появление и существование между 1865-1878гг. теократического исламского государства Йеттишар (Семиградье), столицей которого был город Кашгар. Тогда первыми в Кашгар прибыли представители Османской империи. В 1869 г. специальный посланник Якуб-бека, правителя Йеттишара, Саид Якуп-хан был принят лично османским султаном Абдул Азизом, который официально признал Йэттишар и его правителя. В знак признания Йеттишара, Абдул Азиз передал послу дар для Якуб-бека и направил высокопоставленных офицеров в Кашгар для оказания помощи по созданию вооруженных сил нового государства. Символика государства также напоминало османскую, а флаг был копией флага Османской империи, а позднее и Турции. В 1874 г. Якуббек официально объявляет о признании нового политического статуса – протектората Турции над Йеттишаром. В Кашгаре в честь султана АбдулАзиза чеканили монеты с его изображением (2). Но Китай сумел ликвидировать данное государство в 1878 г. В Поднебесной всегда придавали важность сохранению контроля над Синьцзянем, полагая, что с его потерей под угрозу будут поставлены и другие регионы страны. Именно в XIX веке китайские стратеги начали указывать, что если Синьцзян останется незакрепленным за Китаем, то Монголия окажется под угрозой, а безопасность провинций Ганьсу и Чжили (название китайской провинции Хэбэй до 1928 г. – Д.Б. ) – под сомнением [9, с. 70].
 
Геноцид армян 1915 года был первым и до сих пор наиболее вопиющим проявлением осуществления пантюркистских идей.
 
Российская империя и пантюркизм
 
Однако совершенно очевидно, что главной преградой на пути пантюркистов являлась Российская империя, предпринявшая ряд важных шагов для уменьшения угрозы пантюркизма. Надо отметить, что в Российской империи не было массовых национальных восстаний нехристианских народов на национальной почве. Наиболее массовые выступления горцев Кавказа скорее было религиозным движением, нежели национальным.
 
Кроме того, Российская империя считала себя не только страной, покорившей тюркские ханства, но и наследницей покоренных тюркских стран. Не случайно на гербе Российской империи (Рис. 4) в качестве первичных гербов были и символы Казанского (Рис. 5), Астраханского (Рис. 6) и Сибирского ханств (Рис. 7) (3).
 
 
Рис. 4. Большой герб Российской империи
 
 
 
Одним из методов противостояния консолидации национально-освободительному движению была соответствующая административно-территориальная политика. Границы губерний Российской империи, особенно в национальных окраинах, не соответствовали этническому ареалу распространения живущих там народов. Они были смешанными. Кроме того, из названий губерний постепенно изымался национальный элемент. Если после присоединения Закавказья к Российской империи здесь были созданы такие образования, как Армянская область, Грузино-Имеретинская губерния, то затем губернии получили названия их административных центров. Кстати, здесь никогда не существовало административного образования под названием «Азербайджан». Была Каспийская область, но никогда не было, как уже отмечалось, «Азербайджана».
 
Пантюркизм в период Первой мировой войны
 
Наиболее реальную возможность осуществить на практике пантюркистскую идеологию предоставила Первая мировая война и Октябрьская революция в России. Именно тогда появилась реальная возможность объединить тюркские народы Закавказья, Кавказа, Ирана и Средней Азии путем захвата этих территорий турецкой армией (4). В 1914 г. один из высокопоставленных представителей партии «Единение и Прогресс» Ахмед Камал по направлению организации прибыл в город Артуш Кашгарии для организации изучения общетюркского наследия в светских школах. Он совместно с духовенством и интеллигенцией Артуша открыл школу и преподавал идеи пантюркизма. Вскоре за ним в Синьцзян прибыли сотни добровольцев для распространения идеи общетюркского единства, и уже к 20-м годам ХХ века, в результате активной деятельности турецких эмиссаров, во многих городах Синьцзяня была создана сеть школ, курсов, групп [8, с. 340]. В этих учреждениях изучались общая история тюркских народов, пропагандировалась идея общности их культурного, языкового и религиозного, идея о необходимости совместной борьбы за освобождение и создание единого федеративного тюркского государства, в которое войдут также территории и население Центральной Азии, Казахстана, всего Синьцзяна и Западной Монголии Все же первичным звеном осуществления пантюркистких планов представал Кавказ. Именно в данном контексте в Восточном Закавказье и была создана страна под названием «Азербайджан», которая никакого отношения к иранскому Азербайджану – историческому Атрпатакану – не имела. Цель была одна – если есть кавказский и иранский Азербайджаны, то они должны объединиться, а это объединенное образование Турция намеревалась присоединить к себе и выйти в Среднюю Азию и таким образом создать единое пантюркистское государство. Естественно, что планы и действия Турции вызвали отрицательную реакцию соседних стран, в частности, Ирана. В докладе, адресованном рейхсканцлеру Германии, глава делегации Германии на Кавказе, в частности, отмечает: «В Персии вызвал недовольство тот факт, что турки назвали «Азербайджаном» закавказскую республику, ближе всех расположенную к востоку, для обоснования территориальных претензий к персам. Недовольство усугубляет также то обстоятельство, что персы не являются друзьями татар (5) (так звали представителей тюркского населения «Азербайджана» до второй пол. 1930-х гг. – Д.Б.)».
 
Однако образование в Закавказье «Азербайджана», кроме создания пантюркистской державы, предусматривало и включение в ее состав Ирана. Дело в том, что исторический Азербайджан на протяжении достаточного долгого времени был духовно-политическим центром Ирана. Еще со времен Сасанидов Атрпатакан был центром зороастризма. Согласно некоторым легендам, город Урмия считался родиной пророка Заратуштры. На территории Атропатены находился один из важнейших храмов огня зороастрийцев Адур-Гушнасп (совр. городище Техте-Сулейман) (6). Он считался одним из трех главных зороастрийских храмов, притом величайшим из них, так как принадлежал царской семье и сословию воинов, тогда как два других – Адур-Фарнбаг в Фарсе и Адур-Бурзснмих в Хорасане – принадлежали соответственно сословию магов и сословию ремесленников и земледельцев. Иранский Азербайджан был также центром государств, образованных на территории Ирана и передней Азии кочевыми монгольскими и тюркскими племенами, – таких, как государство Хулагуидов, Чобанидов, Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу, Сефевидов.
 
Именно последнее государственное образование и стало ядром возрождения иранской государственности в эпоху Сефевидов. Понятно, что контроль над историческим Азербайджаном на порядок увеличивал возможность контроля над всем Ираном, причем не только с политической, но и с историко-психологической точки зрения. В последнем случае пантюркисты получали возможность легитимизировать свои претензии на весь Иран, представив историю этих государств (для которых этническая принадлежность не играла никакой роли и которые враждовали как между собой, так и с османами) в качестве монолитного тюркского наследия. Именно поэтому новое образование в восточном Закавказье под диктовку османов взяло себе название «Азербайджан», а не, например, Кавказский или Закаспийский Туркестан или Татарстан. Ведь в таком случае посягательства на Иран было бы намного затруднены. Кроме того, именно территория Ирана была многие столетия мостом, связывающим тюрок Малой Азии (Анатолия) и Кавказа с Центральной Азией и подпитывающим вновь завоеванные тюрками территории новыми волнами мигрантов из ставшей для тюрок исторической родиной Центральной Азии.
 
В сентябре 1918 г. турецкие войска захватили Баку, они также находились в историческом (Иранском) Азербайджане. Казалось бы, цель достигнута. Но поражение в Первой мировой войне не дало этом планам сбыться. Однако первую стадию – тюркизм – удалось осуществить на практике, и в Турции появилась отдельная турецкая нация. Но от идеи пантюркизма и его возможного использования не отказались ни в Турции, ни за ее пределами. Учитывая, что в Турции победил тюркизм, а в Советском государстве начался новый и достаточно интенсивный этап развития тюркских народов, при котором религиозный компонент был полностью исключен из процесса формирования национальной идентичности, для внешних сил пантюркизм становился весьма удобным рычагом борьбы против коммунизма и советского государства. Турция, побежденная во время Первой мировой войны и лишившаяся обширных территорий, именно в пантюркизме видела возможность возрождения былого величия.
 
Чтобы использовать этот фактор, необходимо было, чтобы Турция имела этническую границу с тюркскими народами Закавказья и Ирана. В данном контексте основным препятствием выступал Армянский вопрос, т.е. великие державы того времени не были заинтересованы в том, чтобы исторические армянские земли были отторгнуты от Турции. Именно поэтому положения Севрского договора, как и третейского решения президента Соединенных Штатов, присудившего Армении большие части Ванского, Битлисского, Эрзерумского и Трапезундского вилайетов, остались на лишь бумаге. Великие европейские державы (Франция, Англия и Италия) не только не привели их в исполнение, но даже воспротивились вступлению Армении в Лигу Наций, заявив, что не могут взять на себя гарантию ее границ, к которой, в случае принятия Армении в Лигу, обязывала бы всех членов Лиги знаменитая 10 статья договора. В результате этой политики Армения была просто раздавлена соединенными усилиями Советов и кемалистов и поделена между ними. Что же касается судьбы западных армян, то для них на Лондонской конференции 1921 г. союзники еще выговаривали создание «национального очага» на восточной границе Турции; но уже на Парижской конференции 1922 г. указание местонахождения этого очага на восточной границе отпало; а на Лозаннской конференции великие державы вообще отказались от идеи армянского очага. Таким образом, большая часть стратегически важнейшего региона в Передней Азии – Армянского нагорья – осталась в руках турок, которых намеревались использовать против большевиков. Пантюркизм, таким образом, воспринимался в качестве одного из политико-идеологических фронтов борьбы с большевизмом.
 
Советский Союз и идеология пантюркизма
 
Но и большевики не сидели сложа руки. Если турки намеревались использовать новосозданный Азербайджан для осуществления пантюркистских целей, то большевики усмотрели в Азербайджане хорошую возможность распространения большевизма в Иране и на всем Ближнем Востоке. Надо сказать, что к данному мнению большевики пришли не сразу, что в первую очередь проявилось на подходах большевиков Азербайджана. Так, они, предвидя скорую советизацию и пытаясь определить политическое будущее этого новосозданного государства, решили войти в состав РСФСР в качестве Бакинской и Елизаветпольской губерний, как и во время Российской империи.
 
Армянские и грузинские коммунисты, между тем, высказались за образование советских государств Армении и Грузии. Центр в первое время не возражал против такого сценария. Это, кстати, показало искусственность Азербайджана как государства и то, что это название в течение полутора лет существования данной страны к ней так и не прижилось. Решающую роль в создании Советского Азербайджана сыграл Анастас Микоян, который, выйдя на Орджоникидзе и Сталина и убедив их в целесообразности именно данного подхода, посредством последних сумел в конце концов убедить и Ленина в этом (7).
 
После советизации и образования Азербайджанской ССР эта республика превратилась в форпост распространения большевизма на Ближнем Востоке [17, с. 227; 18]. Об этом говорили практически все большевистские вожди. В Баку проходил съезд народов Востока, проходили стажировку и обучение представители различных закабаленных стран и народов Востока и т.д.
 
В данном контексте Азербайджану отводилась ключевая внешнеполитическая роль, и это образование должно было стать образцовой моделью мусульманской социалистической страны для колониальных стран. К тому же, Азербайджан на момент образования СССР был единственной союзной мусульманской республикой, и поэтому Центр удовлетворил практически все требования данного образования, особенно в территориальном аспекте, отдав ему ряд исторических армянских земель (Карабах, Нахичевань, Утик), ряд грузинских территорий и часть Дагестана (Кубинский уезд, Закатальский округ и т.д.).
 
Однако на первом этапе советская власть придерживалась весьма интересной политики. В Азербайджане, например, всячески поддерживалось этническое разнообразие и национальное самосознание (8). Каждая народность, к примеру, имела право использовать свой язык в делопроизводстве, в местных и республиканских госучреждениях. Более того, в Азербайджанской ССР были созданы два армянских автономных государственных образований – Нахичеванская АССР и Нагорно-Карабахская АО. Конечно, сейчас азербайджанские власти и историки вовсю пытаются отрицать армянское начало Нахичеванской АССР, но о том, что данное образование было армянским, свидетельствует, в частности, его государственная символика – герб и флаг.
 
Как известно, гербы и флаги автономных республик бывшего СССР были идентичны гербам и флагам союзных республик, в состав которых они входили. Отличие было лишь в том, что наряду с надписями на языке союзной республики были и надписи на языке основной народности этой автономной республики (Рис. 8 и 9).
В статье 112 Конституции Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республики, принятой 18 сентября 1937 г. Чрезвычайным Х съездом Советов Нахичеванской АССР, содержалось следующее описание флага этой автономии: «Государственным флагом Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный флаг Азербайджанской ССР, состоящий из красного полотнища, в левом углу которого, у древка наверху, помещены золотые серп и молот и надпись на азербайджанском и армянском языках “АзССР” с добавлением под надписью “АзССР” буквами меньшими размера надписи “Нахичеванская АССР” на азербайджанском и армянском языках» (9).
 
Аналогичным образом дело обстояло и в статье 111 Конституции Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республики, принятой 18 сентября 1937 г. Чрезвычайным Х съездом Советов Нахичеванской АССР (утверждена 7 апреля 1941 г. IV сессией Верховного Совета Азербайджанской ССР), где содержалось следующее описание:
 
«Государственным гербом Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный герб Азербайджанской ССР, который представляет собой изображение серпа и молота, нефтяной вышки на фоне восходящего солнца, обрамленных венцом из хлопка и колосьев, с надписью на азербайджанском и армянском языках: “Азербайджанская Советская Социалистическая Республика”, “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” и “Нахичеванская АССР”. В верхней части герба – пятиконечная звезда» (10).
 
  
 
Вместе с тем, советское правительство в первые годы поддерживало единство находящихся в пределах СССР тюркских народов. Это единство проявлялось, например, в культурно-языковом плане, что опять-таки наглядно отображалось на государственных символах советского государства. Так, согласно положениям 11-й главы Конституции СССР 1924 г., государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоял из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на шести языках (упомянутых в статье 34) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Наверху герба имелась пятиконечная звезда.
 
Шестью языками, на которых писали девиз, были русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский и тюрко-татарский (арабская графика). После образования Таджикской ССР была добавлена 7-ая ленточка с надписью на таджикском языке, письменность которого к тому времени на территории СССР была переведена на латинизированную основу. Но это было не единственным изменением. Постановлением VI Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г. «По докладу о конституционных вопросах» были внесены весьма интересные изменения в текст конституции СССР, гласящие: «В ст. 70 Конституции Союза ССР слова: “с надписью на шести языках” заменить словами: “с надписью на языках, общеупотребительных в союзных республиках”». Этим же постановлением был изменен и перечень общеупотребительных в союзных республиках языков, изложенный в статье 34 Конституции СССР, который стал включать «русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, азербайджанский, узбекский, туркменский и таджикский (фарсидский)». Азербайджанский, узбекский и туркменский языки были представлены единой ленточкой с надписью на тюркском (тюрко-татарском) языке арабской графикой. Русский вариант девиза переместился на центральный перехват ленты (11). Затем арабская графика тюрко-татарского языка была заменена латинской. Здесь наглядно проявляется наметившаяся дилемма между поддержанием тюркской солидарности и ее раздроблением. Во-первых, появились наименования отдельных тюркских языков – азербайджанский, узбекский и туркменский. Но они все еще продолжали оставаться частью единой тюрко-татарской массы, представляя все эти народы на гербе СССР.
 
В чем же заключался смысл подобной политики советского государства? Здесь ярко проявилась система сдержек и противовесов в контексте идеологии пантюркизма. Дело в том, что Советский Союз, как ни парадоксально это может звучать, начиная с 1920-х и вплоть до первой половины 1930-х стал основным проводником идеологии пантюркизма. Но советский пантюркизм отличался от «классического» пантюркизма тем, что имел иную идеологическую направленность. Это был своего рода коммунистический пантюркизм. В составе СССР была большая часть тюркских народов и их историческая «прародина» – «Туран». Более того, посредством распространения «мировой революции» Советский Союз в принципе мог включить в свой состав все тюркские народы и таким образом воплотить в жизнь мечты пантюркистов о создании единой державы – пусть и не тюркской, но все же не национальной. Это давало бы возможность тюркским народам развиваться, используя не только и не столько свои ресурсы, но и ресурсы и потенциал других народов. При этом в перспективе они могли бы, усилившись, отколоться от данной страны.
 
Вместе с тем, наверное, чувствуя невозможность воплотить основные мечты и идеалы большевизма, такие как, например, ненасильственное искоренение национализма, прививание идей коммунизма и т.д., в течение очень короткого времени советские стратеги начали внедрять систему сдержек и противовесов, среди которых наиболее действенным представлялось разделение тюркской массы на разные народы и административные единицы. Дальнейшие глобальные геополитические тенденции сделали последний сценарий более целесообразным и в каком-то смысле безальтернативным. В глобальной борьбе между великими державами важную роль снова стали отводить пантюркизму как одному из эффективных механизмов борьбы с СССР.
 
Идею пантюркизма раскручивали разные страны, причем в основном в контексте борьбы с СССР. Так, в 1920-е годы одним из основным пропонентов этого выступала Япония. В те годы Токио активно разрабатывал план создания под эгидой Японии «Туранской империи» с включением туда Синьцзяна, Монголии, Средней Азии и Казахстана. Еще в 1918 г. японцами было создано общество «Туран», в Токио была открыта уйгурская школа для подготовки национальных кадров, выходил в свет специальный журнал о Синьцзяне, а проживавшего в Токио представителя династии Османов Абдул Керима готовили к занятию престола [22, с. 345]. Не случайно после окончания Первой мировой войны китайские власти наложили строжайший запрет на ввоз из-за рубежа в Синьцзян литературы религиозного характера, которая до этого ввозилась из Ташкента, Казани и Турции (12).
 
Новый активный этап материализации пантюркистских идей наступил в первой половине 1930-х годов. 12 ноября 1933 г. в Синьцзяне была провозглашена Тюркская Исламская Республика Восточный Туркестан, известная и как Восточно-Туркестанская Исламская республика (ВТИР). Столицей этого образования стал город Кашгар. В создании данного государства существенную роль сыграла Турция. Лидеры ВТИР Сабит Дамулла и Мухаммад Бугра еще в начале 1933 г. тайно направляли своих представителей в Турцию, а из Анкары в Кашгар прибыла группа, состоящая из политиков, военных и других специалистов. Среди них были известные политические деятели Мустафа Кентли, Али-бей и Харбиядин Махмуд. Ряд известных уйгурских ученых и исследователей утверждают, что представители Турции оказали серьезное влияние в организации и названии этого государства [8, с. 342]. Лидеры Тюркской Исламской Республики Восточный Туркестан предполагали, что кемалистское правительство Турции предпримет меры по защите нового государства от внешней агрессии на международной арене, и, одновременно, ожидали от нее существенную военно-экономическую помощь. Однако появление независимого государства, идеологией которого был пантюркизм и панисламизм, естественно, было негативно воспринято не только в Китае, но и в СССР. В результате, ВТИР немедленно оказался под двусторонним ударом как Китая, так и СССР. Именно благодаря вмешательству СССР Тюркская Исламская Республика Восточный Туркестан была упразднена.
 
Но особенно актуализировалась данная проблема с приходом нацистов к власти в 1933 г., что уже стало подтверждением неизбежности новой мировой войны, в которой мог повториться сценарий 1918 г., когда вовсю шло осуществление пантюркистских планов. То, что тогда и Германия, и Турция действительно намеревались снова задействовать пантюркизм, является уже общеизвестным фактом. Так, например, 24 ноября 1941 г. сотрудники посольства Германии в Турции направили послание в Берлин, где сообщалось о работе, проведенной с азербайджанскими турками в целях освобождения Кавказа от Советской власти, при этом Турция становилась фактическим хозяином региона (13). Особый интерес представляют некоторые документы германского МИДа, относящиеся к деятельности муссаватистской эмиграции в период Второй мировой войны. Так, в письме германского посла в Турции фон Пепена Министерству иностранных дел от 5 августа 1941 г. говорится: «Ввиду успехов немцев в России турецкие правительственные круги все больше начинают заниматься судьбой своих соотечественников, находящихся по ту сторону турецко-русской границы, и особенно судьбой азербайджанских тюрков». Далее в письме указывалось, что в этих кругах склонны возвратиться к событиям 1918 г., имея в виду «присоединить к себе эту область, особенно ценнейшие бакинские месторождения нефти» (14).
 
В данном контексте СССР начал осуществлять масштабные этнополитические проекты на тюркском «фронте». Появились новые тюркские государственные образования. Общее количество тюркских союзных республик в СССР достигло пяти: Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Казахстан и Азербайджан. Тюркские автономные образования были и в составе РСФСР: Татарстан, Башкирия, Чувашия, Якутия (последние два являются тюрками, исповедующими христианство). На Кавказе для противодействия пантюркизму, советские власти «растворили» тюркскую массу в ряде административных образований. Таковыми выступили Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия. Уникальность Дагестана заключается в том, что в пределах этого многонационального автономного образования проживают десятки народов, которые не имеют своих четких этнополитических границ. Что касается Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, то здесь тюрки балкарцы и карачаевцы были объединены с кавказскими народностями, кабардинцами и черкесами, в общие административно-территориальные образования.
 
Но одним лишь созданиям новых образований дело, естественно, не закончилось. Народы, получившие свои союзные и автономные республики, вступили на качественно иной этап национально-государственного строительства, началось переосмысление истории, был дан новый импульс развитию культуры и т.д. Таким образом, Советский Союз раздробил как единство тюркской массы, так и исламскую солидарность, ведь у разных мусульманских народов, оказавшихся в пределах одной административно-территориальной единицы, зачастую возникали до того не наблюдавшиеся серьезные противоречия политического, экономического, этнокультурного и иного характера. До сих пор такие противоречия имеются во всех вышеуказанных бывших советских союзных и автономных республиках.
 
После появления новых союзных республик соответствующие изменения были внесены и в герб страны. В Конституции СССР, утвержденной постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г., лент на гербе стало 11, и он приобрел свое уже более привычное очертание.
 
Роль и место Азербайджана в контексте мировой пантюркистской геополитики
Геополитические императивы создания азербайджанского народа
 
Изменение международной обстановки в 1930-х годах и связанные с этим перемены в тактике и стратегии СССР по отношению к пантюркизму несколько своеобразно отразились на Азербайджане. Здесь Советский Союз проявил особый подход, разработав и начав осуществление беспрецедентного в истории проекта по созданию нового народа из разных этнонациональных групп.
 
Надо сказать, что подобные эксперименты советское государство проводило и ранее, причем апробация шла опять-таки на тюркских народах. Так, в Средней Азии был дан новый импульс формированию узбекского народа, в состав которого включили, например, сартов (15) – весьма многочисленную оседлую группу, которая была симбиозом тюркских и иранских народов. В 1921 г. на Ташкентской конференции объединенной уйгурской интеллигенции Туркестанской АССР и Синьцзяня, организованной по инициативе государственного и общественного деятеля, просветителя и публициста Абдулла Розыбакиева, при непосредственном участии тюрколога Сергея Малова было принято об официальном восстановлении самоназвания народа «уйгур» как общенационального [8, с.354]. В 1923 г. на специальном заседании Среднеазиатское бюро ЦК РКП(б) приняло специальную резолюцию по этнониму «уйгур». Надо указать, что вплоть до 30х годов ХХ века в Синьцзяне среди мусульманских народов национальная самоидентичность выражалась весьма своеобразно. Известный центральноазиатский философ, академик Азиз Нарынбаев, говоря о Синьцзяне того период, пишет: «У местных жителей имелось смутное представление о принадлежности их к единой нации. На вопрос о национальной принадлежности многие отвечали: кашгарец, хотанец, яркендец, кучарец и т.д., т.е. называли местность, выходцами которой они являлись» [27, с. 513]. В данной ситуации особую активность проявляли пантюркисты, которым вовсю пытались использовать данную ситуацию и перевести земляческую систему идентичности на наднациональную систему тюркизма.
 
Один из пантюркистских вождей, уже упомянутый Мухамад Бугра говорил: «Наша родина – Туркестан, наша национальность – турк, наша религия – ислам» [8, с. 343].
Но задача в Азербайджане была намного сложней. Основная причина этого заключается в этнической специфике данного государственного образования. Азербайджан был единственной республикой бывшего СССР, название которой не было производным от названия этногруппы. В качестве примера отметим, что «Армения» является производным словом от «армяне», «Украина» – от «украинцы» и т.д. В отличие от других советских республик, Азербайджан населяли этногруппы тюркского, кавказского, иранского происхождения, а также армяне, грузины русские и евреи. Примерно 55% населения составляли тюркоязычные народы, объединенные под названием «турки Советского Азербайджана». Примечательно, что, согласно данным переписи 1920-ыx годов, даже тюркское население Персии, проживающее в Азербайджане, упоминается как отдельная этническая группа – тюркское население Персии (16).
 
Советские власти действовали достаточно решительно и быстро. В 1936 г. все мусульманские народы Азербайджанской ССР были объединены в единый народ под названием азербайджанцы [28, c. 71]. Логика была весьма проста. Новый народ не только объединял тюркские и автохтонные кавказские и иранские народы, но и как бы становился наследником богатого культурно-исторического и общественно-политического наследия проживавших и проживающих в регионе народов. В Азербайджанской ССР официально исчезли многие автохтонные народы, такие как, например, таты, ряд других иранских и дагестанских народов, а также утвердившиеся здесь курды. Резко сократилась численность талышей, лезгин и т.д.
В переписях 1920-30-х годов «турки-месхетинцы» упоминались в качестве тюрок, затем в районах расселения этого народа открылись турецкие школы, которые впоследствии стали азербайджанскими тюркскими школами (17), а этот народ – частью новосозданного «азербайджанского» народа (18). Но, как показали дальнейшие события, за несколько лет инкорпорировать данный сегмент тюркской массы в новый азербайджанский народ оказалось невозможным, и в 1944 г. их депортировали, обвинив в симпатиях к Турции, т.е. ввиду опасений пантюркизма. Новое название и идентичность среди тюрок из Месхетии не прижились, и в местах ссылки они начали консолидироваться в новую этногруппу под названием «месхетинцы», а в 1950-60-х гг. они уже официально стали себя называть турками-месхетинцами [29, pp.1237, 1240].
 
После того как была официально «образована» новая «азербайджанская нация», центр всячески поддерживал целостность новой азербайджанской нации, всемерно содействуя насаждению новой азербайджанской идентичности. Былая толерантность по отношению к нацменьшинствам исчезла. Всякое неповиновение жестоко каралось.
 

Комментарии:

Добавить комментарий






 

Погода

GISMETEO.RU: погода в г. Ереван

игровой зал на реальные деньги
игровые автоматы играть на деньги быстрые выплаты
игровые автоматы на деньги с выводом вулкан
вулкан слоты на деньги
вулкан на деньги с мобильного
игральные автоматы онлайн на деньги украина
игровые автоматы играть в казино на деньги
онлайн игровые автоматы на реальные деньги украина
казино вулкан играть онлайн на реальные деньги
играть в автоматы на реальные деньги рубли
регистрация в игровых автоматах на реальные деньги
игровой клуб вулкан играть на реальные деньги
автоматы на деньги украина
игровые аппараты на реальные деньги вулкан
игровые автоматы на деньги с выводом денег
казино игровые автоматы на реальные деньги
играть в автоматы вулкан на деньги
игровые автоматы вулкан играть на деньги
игровые автоматы на деньги goldenstar land ru
вулкан играть на реальные деньги с выводом
игровые автоматы на деньги с бонусом
слот автоматы на реальные деньги
казино вулкан игра деньги за регистрацию
клуб вулкан играть онлайн на деньги
адмирал автоматы на реальные деньги
играть в игровые автоматы на деньги
играть в слоты автоматы на деньги
играть онлайн игровые аппараты на реальные деньги
игровые автоматы максбет играть на деньги
клуб вулкан играть на реальные деньги
играть в автоматы на деньги
играть в игровые автоматы на деньги вулкан
игровые автоматы на деньги корона
играть в автоматы на реальные деньги рубли
автоматы играть на реальные деньги
автоматы онлайн на деньги оплата через телефон
азартные игры игровые автоматы на деньги
автоматы онлайн на деньги оплата через телефон
играть в автоматы на деньги
вулкан 777 на деньги
игровые автоматы на живые деньги
лучшие игровые автоматы онлайн на деньги
казино вулкан играть на реальные деньги выдача
онлайн автоматы на реальные деньги
играть в слоты автоматы на деньги
вулкан удачи игровые автоматы онлайн на деньги
слот автоматы на деньги
казино автоматы игра на деньги
вулкан онлайн на деньги рубли
игровой клуб вулкан на реальные деньги
поиграть на игровых автоматах деньги деньги
вулкан казино регистрация на реальные деньги
играть в игровые автоматы на деньги вулкан
игры вулкан играть на деньги
GISMETEO.RU: погода в г. Москва

Наши партнеры


Свежий номер журнала