К написанию данной статьи меня подтолкнул «Международный доклад о религиозных организациях 2012г.» Госдепартамента США, опубликованный 20 мая текущего года. В докладе тщательно проанализирована деятельность религиозных организаций Армении и состояние религиозной свободы в свете западной демократии и международных правовых норм. В частности, в вышеупомянутом докладе отмечается, что «Законодательство Армении предоставляет привилегии Армянской Апостольской Церкви, недоступные для других религиозных групп», что создает условия для формирования нетерпимости и «проявлений ненависти» в нашем обществе к представителям других религиозных групп. Более того в заключительной части доклада, говорится и о политике властей США, обеспокоенных сложившейся в нашей стране ситуацией. Так отмечается, «что посол США, представители посольства и посещающие страну должностные лица публично и во время встреч с официальными лицами поощряли межрелигиозный диалог, работали с лидерами религиозного и гражданского обществас целью поощрения религиозной толерантности». Для общественности вопросы, связанные с вероисповеданием и религией, являются самыми чувствительными, поскольку они тесно связаны с моралью и мировоззрением каждого. Говоря иначе, со всем тем, что помогает человеку оставаться человеком в разнообразном, пестром океане человечества. Еще одной причиной для написания данной статьи стали все те муссирующееся сведения, которыепопадают в дома армян,и становится темой для семейных обсуждений.
Толерантность как признак сопротивляемости.
Всем известно, что христианство в Армении распространили апостолы Варфоломей иФаддей, и их последователи. Все мы знаем, что христианство в Армении, в качестве государственной религии, было принято в 301 г, и бесспорно, Армения является первым в мире христианским государством, где христианская вера дошла до наших дней в первозданном виде, сплетаясь с древнейшими армянскими национальными верованиями, обрядами и традициями. Именно этот феномен армянского христианства стал интересен для исследователей и писателей разных стран, поскольку, несмотря на тысячелетнееотсутствие государственности, опоры нашей веры остались твердыми и нетронутыми. Феноменально, но это так.
Армянская Апостольская Церковь с честью выдержала самое сложное испытание, когда в 20-ом веке на протяжении 70-ти лет проповедовался атеизм. В советской реальности по разным причинам, противостоя террору, убийствам, ссылкам, Армянская Апостольская Церковь встретила независимость Армении хорошо организованно, с осознанием своего вклада в строительство независимого государства. Действительно, согласно Конституции государство отделено от церкви. И в этом смысле мы такое же общество, как любое другое вевропейских государствах. Но исключительная роль Армянской Апостольской Церкви в нашем обществе не была навязана ни давлением, ни принуждением. В годы Советского Союза наша церковь в Диаспоре осуществляласвою миссию, сотрудничая с другими армянскими организациями и учреждениями, пытаясь спасти выживших от ужаса Геноцида, от духовного падения и деморализации. Именно эта заслуга стала причиной того, что в условиях начала 90-ых в Армении ей присвоили бесспорное моральноелидерство в нашем мультирелигиозном обществе. Понятное лидерство Армянской Апостольской Церкви в армянской диаспоре уже давно официально приняли и армянскиекатолики и армянские евангелисты. Подтверждением этого является совместное выступление основных армянских церквей диаспоры во время общенациональных мероприятий и акций, посвященных 24-му апреля или Дню независимости Армении. Так что любой, кто имеет более менее целостное представление о жизни армянства и в частности армянских диаспор, запросто подтвердит, что на фоне ставших второстепенными споров и дискуссий, в главных вопросах армянская церковь всегда была исключительно толерантной, именно этим сохранив свое право лидера армянской духовной жизни. И это при том, что никогда она не имела какой-то особенной поддержки со стороны каких-либо государств. Спустя 22 года после установления независимости, говорить, что 90% армян являются последователямиАрмянской Апостольской Церкви, заключение достаточно условное, но верное.
Во всех постсоветских странах имело место активизация и расцвет религиозной жизни. И в тех странах, где преобладают христиане, и в тех странах, где преобладают мусульмане, люди прильнулик вере, надеясь таким образомпреодолеть разнообразныеугрозы. Именно по этой причине во всех постсоветских странах религиозные организации начали бурно развиваться. На Западе это было воспринято, как процесс, параллельно сопровождающий формирование независимых государств.
Утверждать, что в роли самого уважаемого и старшего, Армянская Апостольская Церковь не толерантна, просто неправда. 95% населения Армении – армяне. Изучая в школах историю Армянской Апостольской церкви, наши дети изучают ту часть отечественной истории, когда в условиях отсутствия государственности именно онаосуществляла сложную миссию объединения народа.
Мультирелигиозные общества мира перед трудностями.
Недавно по одному из российскихтелеканалов представляли положение вещей в мультирелигиознойФранции. Пастырь одной из католических церквей в Париже угрожал подать в суд на журналиста, который написал, что во время воскресной литургии в церкви присутствовали двенадцать верующих. «В церкви находилось 30 человек»,- жаловался пастырь журналисту. В то же время, на соседней улице, во время намаза, по причине нехватки мест в мечети молились несколько тысяч мусульман на улице. Уже в который раз последователи христианских церквей Европы вместетерпят поражение при голосованиях Совета Европы, когда речь идет о правах гомосексуалистов. В тот день, когда бывший Папа Римский Бенедикт XVI сложил с себя полномочия понтифика, известный футуролог из Лос-Анжелеса, основываясь на пророчестве Ветхого Завета, заявил, что Католический Запад стоит перед беспрецедентным кризисом, и что следующий Папа Римский может быть последним Папой. СМИ, передавая данную новость с холодной безразличностью, присущей новостным программам,констатировали, что в Европе формирование мультирелигиозного и мультикультурнугообществаобернулось неудачей, если не сказать - провалилось.
Ортодоксальный христианский мир, в котором Русская Православная Церковь является самой большой и влиятельной, встав на ноги после тяжелой борьбы с советским атеизмом, пытается вести за собой верующих пропагандой крепости семьи и других традиционных ценностей. На фоне растущего кризиса западного христианства, возрастающая активность восточных христиан вселяет надежду, что различные традиционные моральные вопросы здесь могут иметь иные решения,нежели чем в Европе или Америке. Однако, пока не очень понятно, как это будет осуществлено. Как православие будет преодолевать очевидные тяжелейшие последствия морально-духовного кризиса, сопутствующего мировому финансово-экономическому коллапсу.
Поучительные примеры толерантности.
В мультикультурном обществе очень сложно объединить сторонников общих идей и моральных ценностей. Для этого необходимо приложить большие усилия. Об этом мне рассказали представители католической, протестантской и православной церквей, собравшиеся для обмена мнениями и поиска диалога в сентябре прошлого года во Франции. Собрать несколько сотенчеловек в 600 миллионной Европе вокруг общей благотворительной программы считается большим успехом, и за это можно рассчитыватьна большие гранты от Европейского союза. Подавляющее большинство благотворительных программ в нашем армянском обществе, при его очень скромных возможностях осуществляются благодаря меценатам и дарениям граждан.Наше общество, в меру своих возможностей, пытаетсясопротивляться проявлениямжестокости, вседозволенности и беспредела. Я не хочу проповедовать межрелигиозную нетерпимость или ненависть. Но хочу, чтобы авторы американского доклада входили в положение солдат, стоящих на передовой и их родителей, которые хотят понять, почему они должны с оружием в руках защищать родину, а другие этого могут не делать по религиозным соображениям. Мир никогда не был идеальным и стерильным, и таким он не будет никогда. В действительности мир всегда был разнообразен, и даже во времена инквизиции были инакомыслящие и их многочисленные открытые и тайные сторонники. Один из преподобных армянской евангельской церкви мне объяснял, что необходимо понять, что армянское протестантство исходит не из Европы и США, а является результатом протеста и альтернативой в армянской церкви. Именно по этой причине через много лет после дискуссий и дебатов, поднявшись от обид и непонимания, представители различных армянскихцерквей просто обречены на сотрудничество и общение. Для того, чтобы сравнить мультирелигиозное общество у нас и в Европе, достаточно один вечер провести в центре любого крупного европейского города, а затем тоже самое сделать в Ереване. Спросите ваших родственников, живущих в Европе или побывавших,например, в Калифорнии, какие трудности они преодолевали в мультикультурном и мультирелигиозном типичном западном обществе? Вы спросите, какое к этому имеет отношение религия? Я отвечу: а кто должен заботится о морали и мировоззрении?
Одним из наших главных недостатков является то, что мы не приучаемнаших детей читать и изучать Библию. В любом академическом кругу с легкостью можно определить тех, кто знает,а кто не знает Библию. В том же европейском обществе знание Библии является бесспорным показателем образованности, хотя бы по той простой причине, что огромная часть всемирной литературы, искусства или философии основаны на библейских мотивах, и являются частью христианского наследства и это в Европе, которая отказалась признать христианство одним из фундаментальных элементов современной европейской цивилизации.
Спустя 22 года после распада Советского Союза мы отмечаем, что в нашей среде мало читают Библию. И поскольку этот и другие вопросы, касающиеся морали и мировоззрения, никто, кроме Армянской Апостольской Церкви не может проповедовать абсолютному большинству нашего общества, мы будем и дальше помогать и поддерживать Армянскую Апостольскую Церковь (что и делается у нас), которая в диалоге с другими церквями будет выполнять свою историческую миссию в наши трудные времена.
Арам Сафарян - Политический аналитик, кандидат филологических наук.
Опубликовано в газете «Азг» 07.06.2013.
Комментарии:
Tweet